Для полноценного запуска «мусорной реформы» необходимо обеспечить полноценные условия для фактического учета твердых коммунальных отходов (ТКО), плюс привести к реалистичному уровню нормативы их образования. К такому выводу пришли эксперты Института экономики роста им П.А. Столыпина, проанализировав практику региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей в вопросе работы с ТКО.
Исследование показывает, что в 2019 году в большинстве регионов расходы предпринимателей на вывоз мусора резко увеличились, в основном – именно из-за завышенных нормативов образования ТКО. Более того, во многих регионах бизнесу навязывают оплату вывоза ТКО исключительно по нормативу, хотя по типовому договору, установленному правительством России в 2016 году, должна быть предусмотрена оплата услуг вывоза отходов по их фактическому количеству.
Также исследование выявило, что из-за проблем с методологией нормативов, к одной и той же категории муниципальных образований могут быть отнесены города с совершенно разным размером населения и уровнем деловой активности. Одинаковые нормативы устанавливаются для совершенно разных предприятий – разных отраслей, разной мощности. В разных регионах в рамках одной отрасли используются разные расчетные единицы. К примеру, в Новосибирской области расчетной единицей для кладбища является 1 место, в Кировской области – 1 га, в Алтайском крае – 1 кв. м.
Необходима четкая стандартизация требований к нормативам накопления ТКО, считают в Институте. Это решит проблему с низкой собираемостью сборов за вывоз мусора.
«Разумеется, реформирование системы обращения с отходами в России идет не гладко. Пока что операторы в массе своей предпочитают действовать методом «ковровых бомбардировок» – забросать весь региональный бизнес требованиями – зачастую завышенным, оплаты своих услуг, а там уж как пойдет. Но это малоперспективный путь, – говорит директор Института экономики роста им П.А.Столыпина Анастасия Алехнович. – Всем участникам процесса нужны понятные и справедливые правила игры».
По ее словам, во-первых надо обеспечить все условия для учета фактического, а не выдуманного количества отходов. Во-вторых, если речь идет о нормативах, сделать их справедливыми, то есть учитывающими реальное положение дел. Институт также предлагает зафиксировать в законе возможность заключения оператором одного договора с несколькими потребителями для учёта фактического объёма ТКО (в случае, если они находятся на одной площадке и пользуются одной контейнерной площадкой). Кроме того, он предлагает отменить требование оформлять «Паспорт отходов и нормативов образования отходов» для всех неопасных производств.
«Наконец, надо выполнить указания ФАС и прокуратуры, которые в разных регионах обнаружили многочисленные завышения тарифов на вывоз ТКО по причине их экономической необоснованности. А до тех пор удивляться низкой собираемости платежей на вывоз мусора совершенно не приходится. Изначально неадекватная позиция многих региональных операторов к иному результату привести и не могла», – резюмирует Алехнович.
Ранее Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой проверить обоснованность нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) в ряде регионов России. Для одних и тех же категорий объектов нормативы накопления ТКО в разных регионах различаются в десятки и даже в сотни раз, отмечал Титов.
Сообщение Для решения проблем в мусорной отрасли необходимо обеспечить фактический учет отходов и стандартизировать требования в ней – Институт экономики роста им П.А.Столыпина появились сначала на Бизнес-Омбудсмен.
Свежие комментарии