Финансовые требования к обеспечению заявки участника закупки в сфере строительства сегодня избыточны: наряду с независимой гарантией от него требуется обеспечивать наличие средств компенсационного фонда саморегулируемой организации (СРО).
Об этом говорится в материалах очередного ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
«В соответствии с законодательством о контрактной системе каждый претендент на участие в госзакупках в качестве предварительного обеспечения обязан либо вносить на счет заказчика собственные средства, либо предоставлять независимую гарантию, — объясняет общественный омбудсмен по нацпроектам в сфере градостроительной политики Елена Киселева. — Однако каждый член строительной СРО в обязательном порядке участвует еще и в формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО). Понятно, что такое дублирование ответственности создает дополнительную финансовую нагрузку».
«Стоит отметить, что госзаказчики, имея несколько механизмов защиты от неисполнения обязательств, зачастую используют только механизм банковской гарантии, не предъявляя требований о компенсации убытков из средств КФ ОДО, — подчеркнул Борис Титов. — Посмотрим на цифры. С 1 июля 2017 года подрядчики, входящие в состав СРО, получили от банков совокупные гарантии на сумму 842,2 млрд руб. За предоставление гарантии подрядчики отдают банкам от 3 до 8% от ее размера, и суммарная плата по этой статье за указанный период составила около 46 млрд руб. Размеры компенсационных фондов СРО составляют более 100 млрд руб.
, а взыскано за это время с недобросовестных подрядчиков всего 1,5 млрд руб.Видно, что размеры сформированных КФ ОДО с лихвой обеспечивают потенциальные выплаты государственным (муниципальным) заказчикам. Поэтому расходы на получение банковских гарантий для строительных компаний являются ни чем иным, как избыточным финансовым бременем».
Помимо этого, предлагается внести изменения в порядок обеспечения гарантийных обязательств по госконтракту на отдельные элементы объекта капитального строительства.
«Яркий пример – дорожное строительство, — говорит Елена Киселева. — Гарантийные сроки отдельных элементов, установленные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.02.2019 г. №37, могут составлять на одном объекте от 3 месяцев до 10 лет, при этом подрядчик вынужден предоставлять гарантийное обеспечение на максимальный срок.
Считаем возможным установить раздельное предоставление обеспечения гарантийных обязательств, или же постепенно исключать из суммы обеспечения те денежные средства, приходящиеся на элемент, гарантийный срок которого уже истек».
Свежие комментарии