Об этом в ходе семинара на тему «Основные обязательные действия при открытии бизнеса», организованного аппаратом Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, сообщил научный сотрудник проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ Егор Артеменко.
«Выбирая направление для открытия бизнеса, нужно ответить самому себе на несколько вопросов, – отметил эксперт. – Что вы умеете делать хорошо, что вас вдохновляет? Что бы вы могли сделать лучше, чем другие делают сейчас? Кто ваш клиент? Что это за группа людей? В чём они испытывают сложность? Почему им поможет ваша услуга или продукт? Какой конечный результат они получат от взаимодействия с вашей услугой или товаром? Как они принимают решение о покупке? Что для них главное?
Нужно сформулировать бизнес-идею четко и понятно, провести анализ рынка и конкурентов, определить возможные стратегии при положительном и отрицательном развитии дела в начале».
Составление финансовой модели схематично состоит из следующих шагов. Цена продукта: за сколько вы будете продавать продукт/услугу? Спрос: какое количество товаров/услуг у вас будут покупать в месяц? Затраты на производство: сколько вы будете тратить на создание одного продукта/услуги? Постоянные затраты: какие платежи вам нужно будет вносить постоянно, вне зависимости от объемов продаж (например, оплата аренды)?
Для составления бизнес-плана целесообразно обратиться в специализированные центры поддержки бизнеса, где специалисты помогут создать бизнес-план, рассчитать финансовую модель, предусмотреть различные риски.
Типичные исходные данные для составления финансовой модели таковы.
Операционные затраты (сколько денег вы ежемесячно тратите или планируете тратить на закупку сырья; закупку расходных материалов; аренду офиса; стоимость услуг подрядчиков; зарплаты сотрудников);
Внешние факторы (потенциальные внешние изменения, влияющие на цену продукта или расходы: уровень инфляции; курсы валют; налоговые ставки; цены на сырьё, аренду или производство);
Прогнозы по финансовым показателям (циклы жизни проекта; план продаж; прогноз по выручке, прогноз изменения цен, динамики рынка);
Другие источники дохода (например, доход от субаренды, проценты по депозитам, облигациям);
Обязательные платежи (налоги, кредиты, госпошлины).
Капитальные вложения – расходы на покупку долгосрочных активов: помещения, оборудования, транспорта; затраты на амортизацию.
Финансирование – анализ вложенных в бизнес средств, собственных и привлеченных, анализ сроков возврата кредита, анализ процентной ставки.
Денежный поток – посчитать разницу между доходами (положительным денежным потоком) и расходами (отрицательным денежным потоком) за период рассчитываемой модели.
Эффективность проекта – чистая приведённая стоимость (сумма входящих и исходящих денежных потоков); срок окупаемости (минимальный период, за который окупятся затраты на запуск).
Свежие комментарии