Суд апелляционной инстанции оставил в силе оправдательный приговор Куйбышевского районного суда г. Иркутска предпринимательнице, которая обвинялась по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ – покушение на мошенничество, совершенное в особо крупном размере. В качестве общественного защитника обвиняемого выступала руководитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области Юлия Игнатьева, адвокатом подсудимой стал эксперт pro bono publico Максим Орешкин.
Напомним, что расследование дела началось в начале 2021 года. Предприниматель обвинялась в умышленном дроблении своего бизнеса, чтобы похитить у государства денежные средства в виде возврата по НДС. Дело также рассматривалось на заседании Экспертно-общественного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области, а затем вынесено на обсуждение участников Всероссийской конференции для предпринимателей «ЗаБизнес: Сибирь», организованной АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей». По итогам обсуждений уполномоченный обратился в прокуратуру региона, однако ведомство не усмотрело нарушений прав предпринимателя и направило уголовное дело в суд на рассмотрение по существу.
В результате 12 мая 2023 года Куйбышевский суд вынес оправдательный приговор и признал за предпринимательницей право на реабилитацию. Прокуратура подала представление об отмене приговора. Общественный защитник обвиняемого Юлия Игнатьева, в свою очередь, направила в судебную коллегию по уголовным делам Иркутского областного суда свои возражения на апелляционное представление государственного обвинителя.
Как отметил адвокат подсудимой Максим Орешкин, прокуратура, будучи не согласной с оправдательным приговором оспаривала прежде всего вину предпринимательницы, связанную с налоговым правонарушением, которая была выявлена в ходе камеральной проверки.
По мнению ведомства, во главу угла нужно ставить выводы именно налогового органа, поэтому их позиция была основана на отказе в возмещении НДС и показаниях сотрудников налоговой: при отказе юрлицу в возмещении НДС автоматически должна наступать уголовная ответственность для физического лица – руководителя организации. Сторона защиты, в свою очередь, привела анализ решений арбитражных судов, которая показывает, что не все отказы налоговых органов о возмещении НДС повлекли за собой возбуждение уголовных дел. Соответственно, важно оценивать все предоставленные материалы в совокупности.«Безусловно, решение по данному делу носит прецедентный характер, поскольку судебная практика всегда считала выводы налогового органа постулатом. Поэтому суды обычно не оспаривают их, и в целом эти выводы оспорить крайне сложно. В нашем случае суд встал на сторону предпринимателя, приняв во внимание совокупность доказательств ее невиновности. Это и допросы свидетелей, и заключения специалистов, и предоставленные документы, в которых нам удалось доказать отсутствие корыстного мотива, обусловленного стремлением материальной наживы при создании и функционировании принадлежащих предпринимателю организаций», – подчеркнул Максим Орешкин.
«Наконец поставлена точка в этом непростом, как оказалось, уголовном деле. Хочется выразить слова благодарности составу судей за такой тщательный подход к изучению доказательств и, конечно же, за справедливое решение. Теперь предприниматель может реализовать в полной мере свои права на реабилитацию», – подытожил уполномоченный Андрей Лабыгин.
Свежие комментарии