Об этом в ходе конференции «Малый бизнес России: проблемы и перспективы», организованной Министерством промышленности и торговли, заявил Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.
«Нестационарная торговля на фоне пандемии и снижения спроса пострадала не так сильно, как другие отрасли, поскольку локдауны и прочие ограничения затронули ее в меньшей степени, чем объекты с торговыми залами, — отметил Титов.
Тем печальнее, что отношение, которое мы видим к НТО в крупных городах, больше похоже на войну. Власти пользуются любыми предлогами, чтобы перекраивать рынок – новые чиновники отменяют решения старых, каждая команда пытается выстроить собственную схему НТО на свой вкус».
«В Новосибирске, например, хотели удалить (и частично удалили) городские киоски под предлогом размещения «умных» остановок – но в итоге остановки так и не появились, — продолжил Уполномоченный. — А примерно две с половиной тысячи объектов остались в подвешенном состоянии: срок действия старых документов истек, а новые не выдают.
За годы работы нам удалось отстоять тысячи нестационарных объектов: в Москве, Челябинске, Новосибирске, Томске, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Калининградской области, других регионах. Однако такой напряженной борьбы не потребовалось бы при наличии нормальной нормативной базы. Пары абзацев об НТО в действующем законе о торговле недостаточно, а проект развернутого закона, разработанный Уполномоченным вместе с Минпромторгом, «завис» в Госдуме во многом как раз из-за противодействия местных властей».
«Всех порадовало распоряжение Правительства, вышедшее в январе этого года, — напомнил Борис Титов. — Регионам было рекомендовано содействовать работе малоформатной торговли — оказывать предпринимателям содействие в получении необходимого количества мест размещения, продлевать договоры на размещение без торгов и так далее. Однако проведенный нами мониторинг показал, что до полноценной реализации этого распоряжения далеко. 75% опрошенных владельцев НТО ответили, что ситуация с развитием малоформатной торговли в регионах не изменилась или ухудшилась. Новых ярмарочных площадок больше не стало, количество мест в схеме размещения НТО не увеличилось, договоры на размещение без конкурсных процедур не продлеваются. Другие проблемы — отсутствие необходимой инфраструктуры и финансовой поддержки для размещения НТО, высокая стоимость реконструкции внешнего вида под новые требования и установки «умных» объектов, сложность процедур и длительность получения разрешений на размещение НТО, повышение арендной платы».
«Единственно эффективный способ улучшить ситуацию – это возобновить рассмотрение законопроекта о НТО, — подчеркнул Титов. — А тем временем можно было бы сосредоточиться на соответствующих региональных законах. В Челябинской области такой закон уже принят и на деле доказал свою эффективность, в Иркутской области его принятие находится на итоговой стадии. Проект типового регионального законопроекта разработан аппаратом Уполномоченного и представлен на обсуждение в Минпромторг».
Свежие комментарии