Как сообщил Росстат, оборот ресторанов, кафе и баров в России по итогам 2021 года увеличился на 23,5% по сравнению с показателем 2020 года и достиг 1 трлн 876,1 млрд рублей. Однако, несмотря на такой рост, оборот предприятий общепита все-таки не смог восстановиться до уровня «допандемийного» 2019 года (– 4,4% в сопоставимых ценах).
Ситуацию и перспективы ресторанного бизнеса в своих регионах прокомментировали уполномоченные по защите прав предпринимателей.
Светлана НИЖЕГОРОДОВА, бизнес-омбудсмен Калининградской области:
— В 2022 году ресторанный бизнес полон надежд и планов. Уже есть понимание, что не будет тотальных локдаунов, одновременно есть ощущение, что самый сложный и жёсткий период корона-кризиса (закрытия, коды и т.д.) всё же пройден. Думаю, что в 2022 году мы увидим и восстановительный посткризисный рост оборотов, и реализацию многих новых проектов в отрасли. Да, до сих пор есть очень серьезные сложности. Прежде всего, это резкий и непрекращающийся рост себестоимости, затрат (от сырья до тарифов монополий) плюс высокая налоговая нагрузка и накопленные за кризис убытки. Но ожидания на 2022 год — позитивные.
Основной урок, который извлекла ресторанная отрасль, в том, что она как никакая другая, подтверждена кризисам и ограничениям, а значит, надо находиться в постоянной готовности к ним. И здесь каждый ресторатор делает свои выводы – кто-то оптимизирует затраты, кто-то расширяет бизнес, кто-то задумался о том, что неплохо было бы иметь «финансовую подушку». Качественные изменения также были неизбежны — от перестройки всех технологических процессов в соответствии с повышенными санэпидтребованиями до более глубокого внимания к дистанционным продажам и продвижению своего продукта в онлайн-форматах, навынос и др.
В 2022 году, на мой взгляд, рестораторам надо опасаться общеэкономических проблем, которые сейчас относимы к любому другому бизнесу. Это снижение платежеспособного спроса в совокупности с одновременным ростом затратной части. И как мы видим, опасения по поводу роста закупочных цен и затратной части — налоги, тарифы, маркировка, эквайринг — сейчас очень и очень реальны.
Александр АБРОСИМОВ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге:
— Цифры роста оборота предприятий общепита в 2021 году, приведенные Росстатом, показывают, что по России отрасль постепенно восстанавливается. В тоже время, что касается Санкт-Петербурга, сейчас рестораны, кафе и бары в городе в связи с ограничениями переживают не лучшие времена. Посещать заведения общественного питания в Санкт-Петербурге можно только при наличии QR-кода. Кроме того, действует временной запрет на работу предприятий — с 23:00 до 06:00 утра. С 1 по 14 февраля детям и подросткам также закрыт вход в кафе и рестораны.
Я не единожды обращал внимание исполнительных органов власти на необходимость снятия избыточных ограничений, но пока в городе сохраняется сложная эпидемиологическая ситуация, предпринимателям не идут навстречу.
Главный урок, который извлек ресторанный бизнес из пандемии, на мой взгляд, это необходимость приспосабливаться к вводимым ограничениям. Предприниматели активно развивают дистанционные формы обслуживания — такие как курьерская доставка, работа «на вынос».
Что касается прогноза на 2022 год — остается надеяться, что новые локдауны вводиться не будут, действующие запреты постепенно отменят, и тогда предприятия общепита будут иметь возможность вернуться к показателям допандемийных времен.
Елена АРТЮХ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области:
— За время пандемии ресторанный бизнес ещё более расслоился — многие едва выживают, другие находят освободившиеся ниши, и расширяются. Пока еще очень сложно сказать, каково соотношение первых и вторых. Но от него зависит возможный рост.
Главный урок, который извлек ресторанный бизнес из пандемии, в том, что рассчитывать нужно только на себя и очень быстро принимать решения по ситуации. Ведь эта нестабильность и непредсказуемость относительно новых запретов и ограничений не стимулирует долгосрочные инвестиции и проекты. Сейчас актуален формат — работа «с колёс», здесь и сейчас.
Какие риски угрожают ресторанному бизнесу РФ в 2022 году? С моей точки зрения, нарастание отсроченных платежей при не увеличивающемся спросе может привести к множеству дефолтов.
Александр ПРАСОЛОВ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике:
— Рост оборотов в ресторанном бизнесе будет с высокой долей вероятности, если коронавирус не преподнесёт новых сюрпризов. Значительная часть придётся на доставку. Также возможно перераспределение между форматами, скорее всего в сторону фастфуда.
Основной урок, который извлёк бизнес за время пандемии, наверное, в умении быстро и гибко перенастраивать работу, самый яркий пример тому — развитие доставки. Это направление не перестанет быть актуальным и после пандемии.
Проблема дефицита кадров коснулась большинства отраслей экономики и ресторанный бизнес не исключение. Из малых городов персонал уходит в Москву, Сочи и другие стремительно растущие города. Нужно поднимать производительность, людей нет и они дороги — так что будущее за автоматизацией. Велик риск увеличения стоимости персонала из-за его дефицита. Очень высокая продуктовая инфляция вынуждает повышать цены.
Говоря о своем регионе, отмечу, несмотря на то, что 80% предпринимателей Удмуртии отметили снижение покупательской способности, ресторанного бизнеса это в большинстве случаев не коснулось: рост выручки выше роста цен в сравнении 2021-го с 2020 годом и догнал 2019 год.
При этом требует доработки налоговое регулирование отрасли — те, кто на виду не должны платить за тех, кто в тени. Маркировка и инфляция — Меркурий, Честный знак — ведут к удорожанию, как продуктов, так и процессов их учёта.
Свежие комментарии