Для того, чтобы процесс редомициляции (смены юрисдикции) компаний из других стран в Россию стал по-настоящему массовым, его нужно упростить и сопроводить расширенными налоговыми льготами. Об этом в ходе круглого стола на тему «Предложения по формированию доклада Президенту Российской Федерации по налогам», организованного аппаратом Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей, заявил управляющий партнер юридической фирмы «Щекин и партнеры», доцент кафедры финансового права МГУ им.
М.В. Ломоносова Денис Щекин.«Конечно, теперь у нас есть САРы (специальные административные районы в Калининградской области и Приморском крае), – отметил Щекин. – Но редомицилирование в САРы далеко не всем удобно. Сложно, хлопотно, и, как следствие – мы видим лишь единичные переезды крупных компаний.
А почему бы не разрешить редомицилирование иностранных компаний в любой регион России, но без налоговых преимуществ, которые имеются в САРах? При этом разрешить его без того, чтобы компания обязательно исключалась из иностранного реестра. То есть в максимально упрощенном порядке – по заявлению бенефициара в российский налоговый орган.
Сейчас у многих владельцев наблюдается проблема с утратой управляемости своих активов в зарубежных юрисдикциях. Если принять предложенные меры, есть реальный шанс на то, что в результате Россия приобретет некоторое количество новых налогоплательщиков».
Но задача по переводу активов в Россию до сих пор в недостаточной мере обеспечена налоговыми мерами поддержки, полагает Щекин. «До 1 января 2023 года перевод активов в Россию освобождался от обложения НДФЛ, – напоминает эксперт. – Освобождение нужно продлить, и оно должно быть шире – и по налогу на прибыль, а также в рамках режима КИК (контролируемых иностранных компаний), что особенно важно.
Способы передачи активов могут быть различные, в том числе по купле-продаже, а возникновение обязанностей уплатить налог по базе КИК является в этом случае несправедливым.Необходимо сформулировать общее правило о том, что передача актива российским лицам из недружественных государств не порождает в принципе налогообложения – например, в периоде с 2022 по 2025 годы».
Кроме этого, Денис Щекин предложил законодательно отсрочить уплату налогов с прироста замороженных за рубежом активов. «В ряде случаев у лиц (как физических, так и юридических), у которых заблокирован доступ к зарубежным активам, происходит приращение имущества, например, погашаются купоны по облигациям, – пояснил он. – Но эти лица не могут определять экономическую судьбу такого «дохода» (то есть он, собственно, и не должен считаться доходом по статье 41 НК РФ), поэтому его нельзя облагать НДФЛ и налогом на прибыль, до тех пор, пока лицо не получит возможность им распоряжаться».
Свежие комментарии