В ходе семинара заместитель руководителя экспертно-правовой службы Уполномоченного Наталья Рябова напомнила о поручении Президента России от 2015 года, адресованному Генеральной прокуратуре, в сотрудничестве с институтом уполномоченных работать над сокращением объема задолженности по исполненным по государственным и муниципальным контрактам.
«Работа дала свои плоды, – отметила она. – Если в первые годы после 2015-го жалобы были на задержку оплаты в полгода-год, и суммы были совершенно катастрофические, то сейчас речь идет о задержках максимум в десятки дней. Правда, к сожалению, это не относится к контрактам бизнеса с предприятиями Министерства обороны (главными военно-строительными управлениями), эта проблема осталась».
«Поручение президента снято с контроля, но Генеральная прокуратура продолжает отслеживать ситуацию, – добавила Наталья Рябова. – В том числе, исходя из актуальности проблемы, и исполнение контрактов в рамках закона 223-ФЗ. Обращений по поводу долгов по 223-ФЗ тоже стало гораздо меньше.
Однако в последнее время очень существенно увеличилось количество обращений по другому поводу. Предприниматели жалуются, что в ходе выполнения государственных и муниципальных контрактов заказчики не в полной мере выполняют обязательства: не предоставляется информация, не выезжает комиссия для приемки работ, поставщик при осложнениях своевременно не уведомляется. В результате возникает вопрос либо о штрафах, либо об одностороннем отказе от исполнения договора. Впрочем, отношения в рамках 223-ФЗ – гражданско-правовые, все эти аспекты должны исследоваться в арбитражном суде.
Здесь и у уполномоченных, и у прокуратуры, набор инструментов реагирования ограничен».«Тем не менее Борис Титов обратился к руководству Генеральной прокуратуры с просьбой изучить ситуацию на местах, насколько она актуальна в целом. Поэтому просьба оказать максимальное содействие органам прокуратуры в этой работе», – резюмировала Рябова, обращаясь к региональным уполномоченным.
Заместитель экспертно-правовой службы напомнила слушателям об основных изменениях в нормативной базе по закупкам в рамках 223-ФЗ, которые последовали в прошлом году вслед за резкими изменениями внешнеполитического контекста и уже вступили или вступят в действие в 2023 году.
«Конечно, основной задачей института уполномоченных по защите прав предпринимателей является защита нарушенных прав, но, с учетом активного изменения законодательства, наверное, будет нелишним сориентировать предпринимателей заранее, чтобы, исходя из ранее действовавшего законодательства, они не допустили ошибок».
В частности, речь о Постановлении Правительства №301 от 06.03.2022, установившем основания неразмещения сведений в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ЕИС), если в отношении заказчика, осуществляющего закупку, введены те или иные санкции. А также о Федеральном законе от 16.04.2022 г. № 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который гласит, что с 1 апреля 2023 года информация о независимой гарантии для поставщика должна быть включена в соответствующий реестр.
Свежие комментарии