Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров провел совещание по вопросу о практике взыскания ущерба, причиненного третьими лицами, с лесопользователей – арендаторов лесных участков.
«В мой адрес поступило более десятка обращений от арендаторов лесных участков, которые столкнулись с многомиллионными исками со стороны государственных органов по компенсации ущерба, нанесенного лесным угодьям от пожаров и незаконных вырубок, совершенных третьими лицами.
Речь идет о «запредельных» суммах. При этом вход в леса у нас в стране свободный для всех граждан, и, если мероприятия по защите лесных участков от пожаров (лесопожарное зонирование и т.д.) лесопользователи добросовестно осуществляют, то охранять леса от «черных» лесорубов или беспечных отдыхающих арендаторы не могут. Во-первых, у них нет для этого полномочий, во-вторых, возле каждого дерева охранника не поставишь, особенно, если участок в несколько сотен квадратных километров. Данная проблема выявлена не только в Челябинской области, и мы видим, что она носит системный характер», — кратко описал суть вопроса Александр Гончаров.По мнению адвоката арендаторов лесных участков Елены Хардиной, в Лесном кодексе прописано, что лесопользователь может сообщить в правоохранительные органы о незаконных порубках леса, но задерживать нарушителей, устанавливать кто они, арендатор права не имеет.
Директор компании «Лесхоз» Владимир Сизов сообщил: «Мы за свой счет выполняем меры по выявлению и тушению пожаров и компания не согласна с претензиями на сумму в 45 млн рублей за три пожара и пять самовольных рубок, начиная с 2014 года. Все пожары пришли к нам с полей, где был пал прошлогодней травы, наложившийся на сильный ветер», – сказал предприниматель.
Со своей стороны заместитель начальника департамента лесного хозяйства по УрФО Сергей Куплевацкий озвучил статистику по незаконным рубкам леса. На конец июля текущего года в УрФО зафиксировано 234 таких фактов, что на 36% меньше, чем в 2023 г. В Челябинской области установлено 59 самовольных рубок (1,35 тыс. м³) против 109 (3 тыс. м³), зафиксированных в прошлом году. По его информации, судебные инстанции Свердловской области отказали в удовлетворении требований прокуратуры, поскольку на арендаторов не возложена функция охраны лесного участка. Однако в Курганской области требования надзорного ведомства удовлетворили, так как в договоре с арендатором, датированным 2008 г., был пункт, обязывающий предпринимателей охранять участок от лесных пожаров.
Между тем, суды в Челябинской области принимают решения не в пользу предпринимателей.
В свою очередь представители региональной прокуратуры подчеркнули свою готовность к диалогу с предпринимательским сообществом и сообщили, что расчет суммы иска производится на основании расчета ущерба, предоставленного ГУ лесами, строго по схеме, утвержденной постановлениями Правительства РФ. Она предусматривает применение и десятикратного, и стократного коэффициента.
Заместитель начальника Главного управления лесами Челябинской области Юрий Золотухин обратил внимание, что расчет размера ущерба первоначально производится в рамках возбужденных уголовных дел по факту незаконных рубок. При отсутствии вины арендатора лесного участка размер ущерба может быть пересмотрен в рамках судебного разбирательства по искам прокуратуры.
Свежие комментарии